Локальные системы оповещения

В ноябре 2012 г. подписан указ Президента № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций». В рамках реализации Указа принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. В течение 2013–2014 гг. проведено совершенствование разрозненной нормативно-правовой базы.
Единый подход к регулированию вопросов оповещения и информирования населения определяется Федеральными законами, указами президента, постановлениями и распоряжениями правительства. Порядок реализации требований описан в сводах правил СП 133.13330.2012, СП 134.13330.2012 и ряде методических рекомендаций МЧС по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны. Список основных нормативно-правовых документов приведен в разделе 4 Концепции создания КСИОН.
Структура системы оповещения о ЧС Согласно действующей нормативно-правовой базе системы экстренного оповещения и информирования населения подразделяются на:⦁ Региональные. Их задача – доведение информации и сигналов оповещения до руководящего состава, специальных служб и населения субъекта Российской Федерации.
⦁ Муниципальные (местные). Основная задача – информирование и оповещение руководящего состава и населения муниципального образования.
⦁ Локальные системы оповещения (ЛСО). Данные системы разворачиваются на объектах, признанных потенциально опасными (согласно ФЗ 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Задача ЛСО – информирование и оповещение руководящего состава объекта, аварийно-спасательных формирований, персонала организации и населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Локальные системы оповещения
Согласно постановлению правительства РФ № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» системы локального оповещения должны функционировать на:
⦁ ядерно и радиационно опасных объектах (в радиусе 5 км);
⦁ химически опасных объектах (в радиусе 2,5 км);
⦁ гидротехнических объектах (в радиусе 6 км).
В случае чрезвычайной ситуации на данных объектах необходимо гарантированное и оперативное оповещение руководителей, служб и населения. Технически это довольно сложная задача, требующая от системы сопряжения нескольких видов каналов, поддержки различных видов оборудования и их программной интеграции

Информирование и оповещение может осуществляться:
⦁ с использованием общедоступных каналов связи – сетей мобильного оператора (SMS-сообщения), городской телефонной линии. Данные способы гарантированного доведения информации обеспечить не могут. В случае SMS-рассылки также теряется оперативность передачи необходимой информации вследствие низкого приоритета SMS в сетях мобильной связи;
⦁ специализированными средствами: сиренами, речевыми уличными оповещателями, текстовыми и видеотабло. Это наиболее эффективный способ. Такие средства позволяют заранее определить зоны оповещения и добиться требуемых для гарантированного восприятия информации параметров (уровня звукового давления, видимости текста на табло и др.);
⦁ посредством домофонов. Данный способ позволяет оповещать адресно каждую квартиру с использованием существующих линий и оборудования.Согласно методическим рекомендациям МЧС локальная система оповещения в целях координации действий должна обеспечивать информационное сопровождение деятельности ДДС муниципального района и диспетчерской службы потенциально опасного объекта, обеспечение взаимодействия сил и средств, используемых для предупреждения и ликвидации ЧС. качестве перспективных направлений развития ЛСО можно выделить:
⦁ совмещение систем экстренного оповещения населения с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов;
⦁ внедрение технических средств, обеспечивающих оповещение в автоматическом режиме;
⦁ сопряжение ЛСО и муниципальных систем оповещения с объектовыми системами оповещения о пожаре.

Каналы связи оконечных средств оповещения с диспетчерской
Одним из важнейших решений, влияющих на стоимость и надежность работы ЛСО, является выбор канала связи оконечных средств оповещения с диспетчерской объекта.

Можно выделить три основных варианта реализации каналов связи:
1. Общедоступные каналы, например Интернет и GSM-сети. Гарантировать работу данного канала доставки сигналов оповещения невозможно, так как в случае ЧС, перегруза сетей или преднамеренного отключения спецслужбами оповещение не сработает.

2. Выделенные линии. Данный вариант требует дорогостоящего проектирования, согласования и прокладки кабельных трасс. При этом возможны обрывы кабелей и нарушение работы системы в случае ЧС.

3. Радиоканал. Более высокая стоимость оборудования и необходимость получения разрешения на частоту в этом случае компенсируется значительно меньшими затратами на проектирование и прокладку кабельных трасс. В качестве преимуществ современных радиоканальных систем следует также отметить контроль работоспособности оконечного оборудования (радиоканал с двусторонним обменом) и ретрансляцию сигналов каждой точкой оповещения. При выходе из строя части оборудования пути связи внутри системы изменятся, и работоспособность сохранится.
В таблице представлено схематичное сравнение каналов связи оконечных средств оповещения с диспетчерской объекта в условных оценках.
Радиоканал как новый подход к оповещению Опыт создания систем ЛСО показывает, что радиоканальное оборудование позволяет сформировать качественно новый подход к оповещению о чрезвычайных ситуациях:
⦁ Радиоканальные технологии обеспечивают высокую надежность системы. Ретрансляция сигналов и автоматическое изменение маршрута связи с пультом при невозможности связи по основным маршрутам гарантирует работу в случае ЧС.
⦁ Современные ЛСО – это комплексные системы мониторинга и оповещения о ЧС. Совмещение проводных и радиоканальных решений позволяет развертывать систему мониторинга и оповещения в труднодоступных местах и на объектах с большой плотностью кабельных линий.
⦁ Благодаря радиоканальным решениям время и стоимость создания и обслуживания оборудования значительно ниже
.Ответственные лица и органы
Ответственность за создание и поддержание работоспособности локальных систем оповещения, а также своевременное оповещение населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций возлагается на администрацию предприятия. В случае распространения ЧС за границы предприятия, в пределах муниципального образования, а также при возникновении ЧС на территории муниципального образования ответственность за своевременное оповещение населения возлагается на органы самоуправления.
Лица, не принявшие надлежащих действий по созданию и поддержанию работоспособности систем оповещения или решения об оповещении населения о возможной опасности их здоровью (жизни) либо принявшие его несвоевременно, несут уголовную и административную ответственность согласно действующему законодательству вплоть до лишения свободы.